Родителям

Наркомание - это тяжелое психическое заболевание
Десять ключей успешного воспитания
Заповеди родительства
Памятка родителям для общения с ребенком
Система семейных отношений и стили семейного воспитания
Осторожно, подростковый суицид
Рекомендации для родителей
Курительные смеси
«Профилактика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ. Меры ответственности»
Правила безопасности в Интернете

Что нельзя размещать в соц сетях

С 1 апреля 2022 года начинает работу официальный Telegram-канал областной школы “Успешное родительство”, на которомбудет транслироваться актуальная информация для педагогической и родительской общественности по вопросам воспитания детей и подростков с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Перейти на Telegram-канал можно по ссылке  https://t.me/uspeshnoeroditelstvo

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Эмоциональное благополучие ребенка – важный фактор, влияющий на его развитие, поведение и особенности общения с окружающими. Именно поэтому

родителям необходимо пристально наблюдать за настроением и душевным состоянием своего ребенка.

К сожалению, взрослые не всегда могут оценить серьезность переживаний несовершеннолетнего и оказать вовремя необходимую эмоциональную

поддержку. Это может привести к ощущению одиночества у ребенка, тяжелым эмоциональным переживаниям и последствиям.

    Особое внимание внутренним переживаниям ребенка следует уделять в кризисных ситуациях. К ним могут быть отнесены:

несчастная любовь;

ссора либо конфликт со значимым взрослым;

травля (буллинг), запугивание, издевательство со стороны сверстников (в том числе в интернете);

тяжелая жизненная ситуация (смерь близкого человека, тяжелые заболевания);

отсутствие успехов в школе;

неприятности в семье (межличностные конфликты, ситуация развода) и другие.

    Если вы заметили у ребенка поникшее состояние, апатию, отсутствие интереса к происходящим событиям и другие признаки депрессивного состояния,

не стоит их трактовать как «возрастной кризис». Необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к специалисту для оказания своевременной помощи.

Дополнительную информацию по вопросам выявления, предупреждения и оказания психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации,

вы можете получить на следующих сайтах:

http://pomogut.by/

Консультационную помощь несовершеннолетние и их законные представители могут получить по телефону:

8 (801) 100 16 11 – республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную

ситуацию (круглосуточно, бесплатно);

8 (017) 300 10 06 – отдел психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи;

170 – телефон доверия г. Гродно (круглосуточно, анонимная помощь);

8 (0152) 55 70 33 – государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр».

Социальные права семей, воспитывающих ребенка-инвалида

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов имеют право:

на пособие по уходу за ребенком – инвалидом в возрасте до 18 лет независимо от степени утраты здоровья, установленной ребенку (имеют право

неработающие, либо работающие на условиях неполного рабочего времени, получающие пенсии мать, отец, опекун, а также мать или отец, находящиеся в отпуске по

уходу за ребенком – инвалидом или другими детьми до достижения или возраста 3 лет); телефон для справок 3-76-14, 3-76-15;

– на пособие старше 3 лет из отдельных категорий семей. Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или

отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в

семье:

1.1. воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

1.2. воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

1.3. отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;

1.4. оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II

группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает

пособие, предусмотренное законодательством. Пособие назначается со дня возникновения права при обращении до истечения 6 месяцев со дня его возникновения. В

случае пропуска 6 месячного срока, пособие назначается с даты подачи заявления; телефон для справок 3-76-14, 3-76-15;

– на обращение за возможным оказанием малообеспеченным гражданам государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного или

единовременного социальных пособий; телефон для справок 3-76-18;

– на оказание  материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения и всевозможную гуманитарную, психологическую, юридическую

помощь, услуги няни. Телефон для справок: 3-58-12;

– на досрочную пенсию родителям детей-инвалидов в соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Матери,

воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением

общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 5 лет страхового стажа. Отцы, воспитывавшие детей-

инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного

пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 5 лет страхового стажа, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не

использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту  и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в связи с

ее смертью; телефон для справок: 3-76-14, 3-76-15, 3-76-17, 6-27-23.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

Правила поведения на льду:
᠅ при переходах водоемов наметьте маршруты при движении тщательно проверяйте прочность льда;
᠅ не подходите близко к вмерзшим предметам и растительности, мостам и дамбам. Лёд на этих участках всегда тоньше;
᠅ обходите места, покрытые толстым слоем снега, и тёмные пятна на снежном покрове;
᠅ будьте осторожны в местах с быстрым течением, в местах слияния рек, впадение в водоем ручьев и сточных вод промышленных предприятий;
᠅ не выходите на лёд, если его толщина меньше 7-10 см;
᠅ при групповом переходе соблюдайте дистанцию 5-6 метров;
᠅ при переходе водоёма на лыжах отстегните крепления, снимите с рук петли палок и с одного плеча лямку рюкзака;
᠅ оказавшись на тонком, потрескивающем льду, не теряйтесь. Осторожно поверните обратно и скользящими шагами возвращайтесь по пройденному пути к берегу;
᠅ отправляясь на зимнюю рыбалку, не забудьте взять с собой простейшие спасательные средства;
᠅ пробивайте лунки на безопасном расстоянии друг от друга. Не собирайтесь на льду большими группами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
᠅ переходить водоёмы НПО неокрепшему льду, в тёмное время суток, ненастную погоду, в непроверенных и малоизвестных местах;
᠅ кататься на коньках, санках и лыжах, затевать игры на неокрепшем рыхлом льду;
᠅ проверять прочность льда ударами ног;
᠅ переезжать на автомобильном и гужевом транспорте вне специально оборудованных переправ;
᠅ выходить на подледную рыбалку до установления прочного ледостава и в период интенсивного таяния и разрушения льда;
᠅ находиться на крутых берегах, затевать игры на льдинах во время паводка и ледохода, приближаться к заторам льдов.
СОВЕТЫ
᠅ провалившись под лёд, не теряйтесь, раскиньте руки в стороны и старайтесь выбраться на прочный лёд. Зовите на помощь;
᠅ приближайтесь к спасаемому только лёжа, ползком, опираясь на доску, лыжи или другие предметы, увеличивающие площадь опоры;
᠅ если спасателей двое или несколько, то лучше образовать цепочку, удерживая друг друга за ноги;
᠅ оказание помощи проводится путём подачи руки, ремня, шарфа, лестницы, веревки, жерди и других подручных средств
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ НА ЛЬДУ

Смотрите правила безопасности

Ваш личный Интернет рекомендует:
•  Не публикуйте свои личные данные и личные данные своих друзей.
•  К личным данным относятся номера мобильного и домашнего телефонов, адрес электронной почты и любые фотографии, на которых изображены ты, твоя семья или друзья.
•  Если Вы публикуете фото- или видеоматериалы в Интернете – любой желающий может скопировать их и потом воспользоваться в своих целях.
•  Не верьте спаму (нежелательной электронной рассылке) и не отвечай на него.
•  Не открывайте файлы, полученные от людей, которых Вы не знаете. Неизвестно, что они могут содержать: это может быть как вирус, так и незаконный материал.
•  Следите за тем, что пишете. Не пишите людям то, что никогда бы не сказали им в лицо.
•  Не забывайте, что люди в Интернете могут говорить неправду.
•  Лучше не встречайтесь со своими виртуальными друзьями в реальной жизни без присутствия взрослых, которым Вы доверяете.
•  Никогда не поздно рассказать родителям, если что-то смущает или настораживает.

Уважаемые родители! Дорогие ребята!

На базе ГУО «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»  работает приемная Национальная комиссия по

правам ребенка.

Обратиться к Уполномоченному Национальная комиссия по правам ребенка, заместителю председателя Гродненского областного исполнительного

комитета  по       вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних можно через секретаря приемной Национальной комиссии по правам      

ребенка Яковчик   Екатерину Евгеньевну по телефону 74 52 09, либо лично по адресу: г. Гродно,    Коложский парк, д.1, каб. 226, ежедневно с 9-00 до 17-00,  

кроме субботы и воскресенья.

В соответствии с письмом от 30.12.2014 года № 10-20/6775/дс Министерства образования учреждение образования «Республиканский

институт профессионального образования» направляет справочную информацию «О признаках, указывающих на употребление лицом

наркотических средств либо наркотическое опьянение. Алгоритм действий работников учреждений образования при выявлении лиц,

допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов», подготовленную Министер-   

ством внутренних дел.

Просим довести указанную информацию до работников Вашего учреждения образования. Полагаем целесообразным информацию о

признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств либо указывающих на наркотическое опьянение несовершен-

нолетних, довести до сведения их законных представителей.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение

Алгоритм действий работников учреждений образования при выявлении лиц, допускающих немедицинское потребление

наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ

 НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДА НАРКОТИКА

Примечание. Следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков.

Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности.

Внешний вид и поведение лица, употребляющего наркотические средства либо психотропные вещества, не соответствуют

окружающей обстановке, по признакам напоминают алкогольное опьянение, но при этом отсутствует запах алкоголя изо рта

Глаза: не реагируют на свет; имеют покраснение, неестественный блеск; зрачки сильно сужены или расширены; появляются

непроизвольные движения глаз или век.

Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие

гнойничков на коже.

Изменение речи: речь становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с

перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон

наркоманов.

Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках;

ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные зрачки.

Изменение настроения: явно не соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие

или беспричинное веселье, смешливость, потребность много говорить, которые могут перейти в раздражительность, озлобленность,

агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую.

Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность,

вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).

Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание и неустойчивость при ходьбе,

покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), изменение почерка; сложности в выполнении

заданий, требующих концентрации внимания или координации движений.

Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость и слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ.

Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на

благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя).

Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения.

Изменение сознания: нарушение, помрачение.

2. МЕСТА СОКРЫТИЯ НАРКОТИКОВ

Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и т.п.

Разовые порции наркотиков («чеки», «дозы», «марки» и т.п.) имеют небольшие либо миниатюрные размеры (например, маленький

полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью, марлевая ткань или бинт, пропитанные опием).

Средства для употребления наркотиков: шприцы, иглы, кальяны, сигареты, специально изготовленные приспособления для курения

смесей со следами нагара и т.п. Они также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков.

Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь

обратно в сигареты), пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т.д.

Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке

наркотических средств. С целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом.

При осмотре вещей должна соблюдаться максимальная внимательность, тщательность, педантичность и последовательность.

Необходимо учитывать возможность нахождения наркотиков в самых неожиданных местах и объектах.

Лицо, имеющее при себе наркотик, в случае опасности, как правило, пытается его незаметно выбросить.

3. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

При выявлении в учреждении образования лиц, по внешним признакам употребивших наркотики, необходимо вызвать скорую

медицинскую помощь и направить лицо в организацию здравоохранения для обследования.

При обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо предметов, их напоминающих, или

приспособлений для употребления наркотиков, необходимо обеспечить их неприкосновенность.

Установить очевидцев происшедшего.

Сообщить по телефону 102, вызвав в обязательном порядке сотрудников милиции для проведения необходимых мероприятий.

РОЛИ, НАВЯЗЫВАЕМЫЕ РЕБЕНКУ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ.
1.ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РОЛИ:

кумир семьи;
вундеркинд;
мамино, папино сокровище,
паинька;
талисман семьи;
болезненный ребенок;
герой семьи.
   Иногда в семье создается культ ребенка, все дела и заботы сосредоточены только на нем. В такой атмосфере вырастает изнеженный, капризный
глубоко эгоцентричный ребенок. Он привык к восторгам и восхищению, сам же относится к окружающим пренебрежительно. Среди сверстников он вначале
ожидает такого же восхищения, и когда его ожидания не оправдываются он с начало недоумевает, затем появляется агрессия и отрицательные эмоции,
которые приводят к разрушению межличностных связей. Став чьим-либо «сокровищем», он превращается в орудие для семейных битв. В частности,
девочка может объединиться с матерью и выступать против отца. По мере взросления у такого ребенка не будут налаживаться отношения с
противоположным полом.
   Роль «паиньки» навязанная родителями иногда становится ребенку невыносимой, и он начинает бунтовать за пределами семьи. Совершая
противоправные действия. Таким образом, ребенок. который слишком хорош, не всегда является подтверждением правильности воспитания и семейного
благополучия. Привыкнув жить с оглядкой на одобрение своих родителей, он и во взрослой жизни боится сделать что-то не так.
Талисман семьи- поняв выгодность своей позиции ребенок использует гиперактивные действия, шутки, баловство, стремясь привлечь к себе внимание.
    Любимец семьи, он несколько легкомысленно относится к жизни, учеба идет с трудом, затруднены межличностные отношения. Не научившись
противостоять трудностям, он ищет средство устранения их в употреблении наркотиков и алкоголя.
   Не менее отрицательные последствия для формирования личности может оказать роль болезненного ребенка. Обычно подобная роль
приписывается детям, чье здоровье требует особого внимания и ухода. Роль болезненного становится со временем выгодной не только взрослому, но и
самому ребенку. Заболев, он чувствует к себе повышенное внимание, заботу, ласку, исполняются все его желания. Болезнь для ребенка становится
условно желаемой, он находит для себя в ней выгоду, затем начинает манипулировать ею. Так взрослые попадают в его зависимость.
   Довольно распространенным явлением в неблагополучной семье может стать неосознанный выбор самими ребенком роль ответственного за
семью (герой семьи). Чаще эту роль на себя берут старшие дети. Очень рано они должны становиться взрослыми, чтобы поддержать нуждающихся в их
помощи младшим братьям и сестрам, а иногда и
самих родителей. Они берут на себя функцию «громоотвода» в родительских конфликтах. Со временем у них появляется ощущение «украденного
детства». Процесс взросления ускоряется.
      Некоторые дети испытывают психологический дискомфорт в семье, удаляются в мир фантазий и держатся изолированно от всех, принимая на
себя роль потерянного ребенка (кроткого) Такой ребенок проводит время в одиночестве за тихими занятиями. Любит помогать оказавшимся в беде, свои
трудности и интересы считает менее важными, уступчив. По мере взросления может приобщиться к употреблению наркотиков.
2.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ.

Роль ужасного ребенка – ребенок вынужден играть т.к. взрослые так его воспринимают. Он непослушен, своеволен, лишен чувства долга и даже
злонамерен. Так у него появляется роль мучителя. Он все больше теряет родительское доверие и теплоту. Ребенок, подвергаемый изоляции в качестве
ужасного, подчас выступает и в роли козла отпущения. Для всех членов семьи он однозначно плох, а это дает им возможность разряжать на нем свое
раздражение. Постоянно ощущая недовольство родителей, ребенок начинает воспринимать себя плохим, ни на что не способным. У него низкая
самооценка и он приспосабливается к данной структуре межличностных отношений. Иной раз принимая на себя роль серой мышки (забитого). Он боится
наказания за любое высказывание или поступок. Такие дети производят впечатление замкнутых, загнанных, они с большим недоверием смотрят на
окружающих.
   Изолированному ребенку нередко приходится исполнять еще одну роль – путающегося под ногами: он чувствует, что всем мешает и вызывает
одно раздражение.
Оказавшись в роли козла отпущения, ребенок учится противостоять нападкам родителей, ведут себя по отношению к ним все более агрессивно, бросает
семье вызов.
   В других случаях, осознавая опасность своих выходок и ожидая жестокого наказания, он приучается хитрить, сваливать свою вину на других, искать
защиты у одного из членов семьи. Так за ним закрепляется роль маленького хитреца, как разновидность роли ужасного ребенка.
    Иногда в семье можно встретить такую роль как золушка. Из него делают прислугу в доме, а все лучшее принадлежит в семье другим детям и
взрослым. Ребенка не любят. Он реагируют на эту горькую истину по – разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний, пытается вызвать к себе
жалость, угождает родителям, старается обратить на себя внимание (хорошей учебой, хулиганскими действиями), ожесточается, мстит родителям за
презрение к нему. Вынужденный играть эту роль, ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным. Ему
свойственна мучительная неуверенность в себе, застенчив и испытывает трудности в общении с другими.

Как сказать “Я тебя люблю”
      Научиться говорить с детьми – несложно: требуется некоторая продуманность и практика. Вы сумеете это сделать, а значит, сможете сплотить свою семью и подготовить ребенка к самостоятельному решению проблем, которые перед ним будет ставить жизнь.
Как часто вы говорите друг другу «я тебя люблю»? Вам важно слышать эти слова? Зачем? А ваш ребенок, как он знает, что любим?
       Бывает так, что супруги (чаще муж) редко произносят «я люблю тебя», хотя при этом могут многое делать для семьи: «слова без действий бессмысленны». Но и действия без слов выглядят поверхностными.
        В среднем взрослые, которые считают, что родители их любили, когда они были маленькими, не всегда могут признать, что родители проявляли это внешне.
Некоторым детям приходится «читать между строк». Они «знают», что родители любят их, но не всегда ощущают это. Такие дети чаще бывают тревожными, неуверенными или агрессивными, так как не чувствуют защиты и поддержки, которая заключается в твердой уверенности в том, что они важны и любимы своими родителями. Детям нужны и действия, и слова. Так важно иметь подтверждение, слышать несколько раз в день «я люблю тебя».
Вам не нужно быть поэтом или говорить так, как пишут в поздравительных открытках. Замечайте мелочи, которые вы любите в своих детях, и говорите им о них. И если вы будете время от времени это повторять, то  ваш ребенок будет счастлив, жизнерадостен и уверен в себе.
НЕВОЗМОЖНО ИЗБАЛОВАТЬ ЛЮБОВЬЮ И ВНИМАНИЕМ!
Как лучше сказать ребенку о своей любви:
«Моя любовь к тебе больше, чем небо… Нет, больше, чем Вселенная».
«Неважно, что ты делаешь, я всегда люблю тебя».
«Я люблю тебя. Всегда помни это».
«Я редко говорю это, так что слушай. Я люблю тебя, и всегда буду любить».     
«Ты для меня целый мир». 
«Ты частичка моего сердца»
«Знаешь, что значит лелеять? Я лелею тебя».
«Мой день начинается прекрасно, если я успеваю поговорить с тобой до того, как ты уйдешь в школу».
«Я рада, что ты есть».
«Спокойной ночи. Я люблю тебя».
Как говорить не стоит:
Единственный неправильный способ говорить об этом – это не говорить вообще.
Говорите друг другу о своих нежных чувствах, дарите друг другу тепло и любовь прямо сейчас. И радость поселиться в вашем доме.
Главное: помните, ваше эмоциональное состояние влияет на ваших детей. Позаботьтесь о себе.

Основные рекомендации по правильному питанию
Избегайте употребления жирного, жареного мяса, колбасных изделий, копчёностей, острых соусов, майонезов, специй, сдобы, сахара, кондитерских изделий, чипсов, газированных напитков. Их избыток ведёт к ожирению, атеросклерозу, сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету, повышает риск онкологических заболеваний.
Избегайте «перекусов», блюд «быстрого питания», хот-догов, пирожков, бутербродов. Соблюдайте режим питания. Рекомендуется четырёхразовое питание. Не ешьте по психологическим причинам, не «заедайте» стресс.
Питайтесь разнообразно, обеспечивая поступление в оптимальном соотношении белков, жиров, углеводов, всех витаминов и микроэлементов. Это достигается ежедневным употреблением пищевых продуктов из пяти основных групп: зерновые продукты и картофель; овощи и фрукты; молоко и молочные продукты; мясо и альтернативные продукты; продукты, содержащие сахар и жиры.
Рекомендуются нежирные сорта мяса, сыра, кисломолочные продукты, крупы, хлебобулочные изделия из муки грубого помола, яйца, рыба, морепродукты, орехи, овощи, фрукты в любом виде, кроме консервированных с уксусом, растительные масла, зефир, мармелад. Ешьте разнообразную, желательно более натуральную пищу.
Приобретайте в торговой сети продукты, обогащённые минералами и витаминами, – самый простой и доступный способ восполнения их дефицита.
Пища должна быть безопасной для человека, а применяемые виды кулинарной обработки пищевых продуктов не должны ему вредить. Соблюдайте сроки и условия хранения продуктов.

Правильное питание – залог укрепления и улучшения здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждения и лечения различных заболеваний, замедления процессов старения.

Стили семейного воспитания           Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.
          Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Для выбора наиболее приемлемого стиля семейного воспитания рассмотрим все имеющиеся виды стилей воспитания и последствия их применения.
1.       Авторитарный стиль семейного воспитания
       При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными.   Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.
Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.
При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей.  В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.
2.       Либерально – попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.
Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми. 
В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.
ПОВЕДЕНИЕ: степень влияния наследственности и воспитания на агрессивное поведение детей и взрослых
3.      Гиперопекающий стиль семейного воспитания
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.
Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.
4.       Отчужденный стиль семейного воспитания
При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.   У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.
5.       Хаотический стиль семейного воспитания
Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.
6.      Демократический стиль семейного воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности.  Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.
Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.
Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.